Как строили дороги в древнем Риме?
29 января 2018
Не секрет, что великим военным победам Древняя Римская империя во многом обязана именно развитой сети дорог. Каменные пути выполнены настолько качественно, что и теперь, спустя несколько тысячелетий, ими вполне можно пользоваться.
Первая мощённая дорога появилась в Риме в 312 году до н. э. Она соединяла столицу и город-крепость Капую. Посторил её один из государственных деятелей того времени Аппий Клавдий Цек, в честь него каменная артерия получила своё название — Аппиева дорога.
Особенности древнеримских дорог
Главная принципиальная особенность, которая отличала, римские дороги от многих предшественников — это использование по-настоящему продуманных инженерных решений. Классическая ширина трассы на прямом участке должна была составлять 2,45 м, на поворотах — 4,9 м. Строительство проводилось в несколько этапов, в ходе которых строители закладывали четыре слоя. Нижний — крупные блоки из булыжника, затем — опалубка из щебня и бутового камня (римский бетон). Далее шёл слой гравия или кирпичной крошки, и последний — плоские плиты или булыжники, которые служили верхним покрытием.
Укладке предшествовала строгая система замеров и расчётов. Так, учитывались особенности местности и ландшафта. На ровной местности выкапывались небольшие углубления. Однако, по завершению укладки всех слоёв, поверхность полотна всё равно возвышалась над местностью. При этом, верхний слой имел выгнутую поверхность. Это способствовало стоку дождевых вод, которые могли бы размыть шоссе. На рельефной местности использовалась несколько иная технология. По сторонам дороги рылись канавы, земля из которых шла для укрепления насыпи. Так полотно снова оказывалось на возвышении. Третий вариант — это случаи, где мостить приходилось на мягкий грунт. Здесь строители использовали специальную систему подпорок, которые не позволяли каменным слоям «сползать».
Итак, после того, ка все необходимые расчёты и приготовления были сделаны, строители приступали к работе. Вначале удалялся нижний слой земли, на его место укладывался известняк или песок, который тщательно утрамбовывали. Дальше в ход шли булыжники, щебень с бетоном, гравий и наконец каменщики (если это была городская часть дороги), укладывали верхние плоские плиты. По обочинам обычно ставились мильные камни, на которых указывались: имя императора, причина установки камня (после строительства, или ремонта), расстояние до ближайшего населённого пункта. Такие указатели представляли собой циллиндрические колонны высотой от полутора до четырех метров, диаметром от 50 до 80 см. Вес таких камней мог достигать двух тонн.
Римские дороги были настолько качественно и надежно сделаны, что могли простоять более ста лет без какого-либо ремонта.
Отправляя форму вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности